Биоадекватная методика работы с информацией (преподавания)
Специалист: доктор психологических наук Куликова Наталья Геннадьевна
![]()
Образон – опорный мыслеобраз, «транспортное средство» доставки новой информации в долговременную память
|
В конце ХХ века, в условиях цивилизационного кризиса, методическая наука
впервые поставила проблему использования в познавательном (педагогическом)
процессе всех возможностей человеческого организма как живой открытой
самоорганизующейся энергоинформационной системы. Вершиной поиска стала
разработка ноосферной (от греч. «ноос» – разум), или биоадекватной (адекватной
природе человека), методики работы с информацией, преподавания учебных
дисциплин (акад. Н.В. Маслова), которая воплотила синтез космического, биосферного,
антропосферного и культуротворческого аспектов личностного развития.
Известно, что традиционные приемы обучения базируются преимущественно на кратковременной памяти при доминирующем участии левого полушария головного мозга (центры речи и слуха). При этом значительная часть подкорковых структур, связанная с лимбико-ретикулярным комплексом и эмоциями, не только исключается из процесса восприятия и переработки информации, но и подавляется на каждом уроке. |
Обучение как целенаправленная деятельность начинается с программного блока мозга, который реализует не познавательный рефлекс, а установку на запоминание учебного материала. Это ведет к перенапряжению нервных центров, связанных с биологическими мотивациями, и образованию патологических доминант в энергетическом блоке мозга. Именно поэтому у детей и подростков быстро наступает утомление, снижается внимание, возникает сонливость, накапливается агрессия. Именно отсюда – тактика избегания неудач (плохая оценка, порицание), преобладающая на уроках, построенных по традиционной методике.
Преимущества биоадекватной методики работы с информацией (преподавания) очевидны. Благодаря подключению
всех каналов восприятия активизируется задний гипоталамус, который отвечает
за энергетическое обеспечение образовательной деятельности. Обязателен
режим чередования работы правого и левого полушарий головного мозга, то есть
релаксационной и активной форм восприятия и усвоения новой информации. Разумное
распределение нового материала в соответствии с фундаментальными принципами
работы мозга способствует эффективному его запоминанию, осознанию, созданию
целостной системы знаний, снятию стресса и подключению разнообразных центров
удовольствия. Спокойная атмосфера познания приводит к улучшению физического
самочувствия учащихся. Они ожидают уроков, и это усиливает ощущение успеха и
быстроты продвижения вперёд.
- Оздоровительные технологии повышения адаптационных ресурсов участников образовательного процесса Резниченко И.М.
- Феноменология качества современного образования Куликова Н.Г.
- Электромагнитная концепция первичного дыхательного механизма: от космического до цивилизационного уровней Гончаренко А.И., Захаров А.В.