Не зарегистрирован
Анонс мероприятий:

Все семинары

Партнёры:

    Все партнёры

    Новости

    15.07.19

    Турклуб «Ноосфера» на юбилее начала строительства БАМа (Забайкалье)

    Несколько дней назад завершился поход на Кодар под руководством мастера спорта международного класса Иванова Ю.К. и Захарова А.В. В нём приняли участие 7 человек из разных уголков необъятной нашей Родины от Хабаровска (Ди-Кастри) до Москвы: Аткарск (Саратов), Москва, Сарапул, Н.Челны, Барнаул, Ди-Кастри.


    Вид на БАМ в районе Байкальского тоннеля из окна поезда. Фото: Иванов Ю.

    Поход оказался очень насыщенным впечатлениями. Все участники в течение около 2 суток из всего времени поездки проехали по легендарному БАМу - самой красивой и впечатляющей железной дороге мира, проехали по самому длинному в России Северомуйскому железнодорожному тоннелю, посмотрели на строительство второго пути, на Мысовые тоннели, Кодарский и Байкальский тоннели, погуляли на больших остановках по северным БАМовским посёлкам.


    Стелла строителям БАМа в Таксимо. Фото: Иванов Ю.

    Переночевав на вокзале в Новой Чаре, утром закупившись продуктами, на «Урале» доехали до посёлка геологов - Старой Чары. Зарегистрировались в ПСС, Национальном парке «Кодар» и далее на другом «Урале» уехали до дороги на Мраморный рудник. В первый день похода прошли немного, километров 5, так как все были с дороги и хотелось спать, сделали полуднёвку, ранний отбой. За следующий день дошли выше Верхнего Аяна, выше створа гор, то есть зашли по дороге «в горы».


    Вид от входа в Национальный парк «Кодар» в районе впадения
    в Ср.Сакукан В.Аяна, впереди долина реки Ср.Сакукан и створ гор. Фото: Захаров А.

    В Забайкалье не совсем обычные места – равнина, болота, небольшие сопки и резко начинаются гряды гор. Максимально близко к Байкалу идёт Байкальский хребет, как только его пересекаешь, то начинается долина, переходящая в следующий хребет – Северомуйский, потом опять долина, за которой начинается Кодарский хребет, где мы и гуляли.

    Несмотря на заброску на «Урале» по разливам рек с остатками наледей, нам понадобилось 2 дня, чтобы по долине с небольшими сопками подойти ко входу в Национальный парк и самому хребту, и начать своё восхождение по реке Ср. Сакукан. Мы планировали обратно возвращаться через перевал Балтийский по реке В. Сакукан, но из-за засухи в течение месяца и температуры плюс 30 и выше в той долине пожары – решили изменить маршрут и пройти только долиной Среднего Сакукана.



    Вид на дорогу по левому берегу р. Ср.Сакукан и броды через притоки. Фото: Захаров А.

    Мы двигались почти всё время по дороге, которая здесь была пробита в 40-е годы ХХ века БОРЛАГской колонией ГУЛАГа к самому первому в СССР месторождению урана. На обочинах дороги много буржуек, бочек, труб, встречаются строения (дома для заключённых, жилые постройки, даже плотина и уранообогатительная фабрика, многокилометровые гати, мосты).



    Металлический мусор вокруг дороги, остатки плотины,
    бараков и уранообогатительной фабрики. Фото: Захаров А.

    По дороге изучали растительность северных широт: в условиях вечной мерзлоты все деревья невысокие – ольха, лиственница, берёза. Выше идёт кедровый стланик. Вверх шли – была весна: много наледей, первоцветы, начинали цвести одуванчики, разные цветы, полноводные ручьи и боковые притоки, бушующий Ср. Сакукан. Постепенно в походе начиналось в этих краях лето: начала цвести ягода – малина, брусника, голубика и черника. А на выходе мы уже лакомились зелёными ягодами и даже наполовину красным шиповником.


    Следы обитания медведей и заборы оленеводов-эвенков. Фото: Захаров А.

    По тропе большое количество следов обитания множества медведей, через тропу постоянно бегают куропатки, пищухи, бурундуки. Здесь мало кто бывает, места дикие, редко хоженые, зимой здесь эвенки выпасают своих оленей, отчего часть тропы перегорожена местами добротными заборами и уставлена идолами. Часть боковых притоков переходили по ледяным мостикам.


    Структура гор Кодара и камень в Ср.Сакукане, до которого идёт дорога,
    выше от неё осталась лишь тропа. Фото: Захаров А. и Фефилова Т.

    Дошли до большого камня правильной формы, куда ранее забрасывали на «Уралах». Горы здесь сказочные – они будто сложены из огромных блоков, некоторые участки клонов гор «отполированы» в зеркала, внешне они чем-то напоминают горы из кинофильма «Аватар».


    Вид на старый мост и долину реки Ср.Сакукан в районе базового лагеря.
    Фото: Захаров А. и Иванов Ю.

    Базовый лагерь мы расположили напротив старого частично разрушенного моста через Ср. Сакукан. Оттуда мы ходили в радиальные выходы к старой заброшенной ГМС и бане в долине реки Мраморная, к перевалу Ледниковый.


    Вид на ГМС с баней (слева) и перевал Ледниковый (справа). Фото: Захаров А.

    2 дня были холодные и дождливые – вынуждены были сидеть в лагере, а из-за высокой воды и больших на противоположном берегу в 2 метра высотой наледей в районе брода мы не смогли перебраться на противоположный берег реки к Мраморному каньону, но красота и сложность маршрута всех полностью устраивали.


    Чарские пески. Фото: Захаров А.

    На обратном пути мы заехали на «Урале» поближе к самой северной пустыне планеты – невероятному чуду света – Чарским пескам. Здесь нашему инструктору Иванову Ю.К., который бывал ранее в этих краях в 1981 и 1986 годах, вспомнились стихи мастера спорта СССР по лыжному туризму Матлыгина Николая Петровича (1930-2016, г. Барнаул).

    На слонах белого Кодара
    Как тёмно-рыжие виски
    В барханах – Чарские пески,
    И вдаль несётся речка Чара,
    И также устремилась вдаль
    По эстакадам и мостам
    Дорога века – магистраль,
    Которая зовётся БАМ.

    А мы идём себе по склонам,
    По рекам, что мороз сковал.
    Или, взойдя на перевал,
    Идём по наледям, каньонам.
    Лыжню в снегу тропим на лыжах,
    В ненастье, вёдро и метель,
    И с каждым шагом ближе, ближе
    Поставленная нами цель.

    Установив в снегу палатку,
    Зажжём внутри жужжащий примус,
    Чай с сухарями чтём за цимус.
    Плеснувши спирта от устатка,
    Мы засыпаем безмятежно,
    И видим кедры, милый край,
    И тех, кого мы любим нежно,
    И всё, чем дорог нам Алтай.

    Кодарских гор крутые стены
    Оставили мы за спиной…

    апрель 1986 г.


    Праздник в Новой Чаре и вокзал в Северобайкальске. Фото: Иванов Ю. и Фефилова Т.

    Вернувшись в Новую Чару, мы попали на праздник, посвящённый 45-летию с начала строительства БАМа – праздничное шествие БАМовцев, концерт в центральном сквере и поздравления, награждения, вручение медалей ветеранам БАМа. На выезде с БАМа мы заехали в Северобайкальск, на простенькой яхте «Медуза» с причала г. Северобайкальск походили более 100 км по Байкалу в Хакусы, где приняли волшебные термальные источники, погуляли по местностям в районе озера Фролихи и хакусских пещер, искупались в Байкале, наелись омуля и хариуса и довольные вернулись домой.

    Благодарим за помощь на маршруте:
    Ветерана БАМа Мисюру Анатолия Ивановича (трансфер Старая Чара-Новая Чара, телефон - 89145253653),
    Давыдова Андрея Николаевича (руководитель Национального парка "Кодар", телефон - 89144333776),
    Николая и Артёма (трансфер до Чарских песков, телефон - 89242782839 и 89244732993, 89144469424),
    Ветерана БАМа Коровина Александра Аркадьевича (капитана доступной по стоимости яхты "Медуза" в Северобайкальске, телефоны - 89085921947 и 89244598880 – душевные туры по Байкалу)
    А также руководство ж/д вокзалов в Новой Чаре и Северобайкальске, б/о "Хакусы", гостиницы "Аврора" у причала в Северобайкальске.


    Загадочное и величественное Забайкалье - неприкосновенный запас нескончаемых богатств СССР! Благодарим тебя за гостеприимство и волшебство Твоих мест!


    Работает на: Amiro CMS